Логопед – это не кружок, это очень серьёзно!

Давно появилась мысль поговорить с родителями о таком важном специалисте, как логопед.

У меня в «Человечке» должность логопеда есть со дня открытия. Свою работу я начинала с детского сада, а детям дошкольного возраста для развития и формирования правильной речи занятия с логопедом просто необходимы. Когда я училась в университете, у нас была специализация – логопедия. Но это был очень небольшой ознакомительный курс. Особенно в него я не вникала, потому что считала, что логопеды – это специалисты, которых очень много и всегда можно найти. За 27 лет работы детского сада наши логопеды менялись по разным причинам. Кто-то поработав уходил, а кто-то продолжал дальнейшее обучение. Одно время было даже 2 логопеда, потому что было много детей. Логопеды были всегда, а речевые проблемы не становились меньше. Более того, их стало гораздо больше! Особенно речевые проблемы стали заметны, когда у нас появилась средняя школа. В ней становятся заметны дети, которые не любят уроки русского языка, не придают значения тому, что словарный запас мал, и их это даже не огорчает. А вот меня и учителей это очень огорчает, потому что мы учим русскому языку качественно, а научить удаётся не всех.

Заглянем в «Великую дидактику» Яна Амоса Коменского. Он говорил, что педагоги нередко оказываются хуже ремесленников, ибо ремесленник, приступая к выделке той или иной вещи, всегда подробно знакомится с качеством материала, из которого собирается сделать продукцию. Педагог же, зачастую, начинает воспитательно-образовательный процесс, даже не интересуясь психическими, физическими, речевыми возможностями ребёнка, что наносит непоправимый вред всей воспитательной системе. Я поняла, что нужно подойти к проблеме с научной точки зрения. И пошла учиться, раз это нужно для дела. Сейчас я прохожу обучение в АНО НИИДПО (Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения) по программе «Коррекционно-педагогическая работа по устранению нарушений речи с дополнительной специализацией в области нейропсихологии» (в объёме 1370 часов). Учёба очень серьёзная и трудная. Пока шли темы по педагогике, закончила ещё одну программу «Запуск речи у неговорящих детей. Специфика организации и проведение логопедической работы» (108 часов).

Из моего практического опыта работы мне казалось, что я знала очень много о речевых проблемах детей. Теперь я понимаю, что знания были совсем мизерными.

Первые лекции и вебинары были очень важными, потому что принесли научное понимание того, что речь — это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга.

Так — центр Брока́ — участок коры головного мозга (названный по имени французского антрополога и хирурга Поля Брока, открывшего его в 1865 году), находящийся в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивает моторную организацию речи. При поражении этого центра возникает так называемая афазия Брока, которая характеризуется невозможностью объединения отдельных слов в речь.

Сенсорная речевая зона Вернике (в конце XIX в. немецкий невролог Карл Вернике внес значительный вклад в понимание языковых процессов мозга) — часть коры головного мозга, которую, как и область Брока, с конца XIX века связывают с речью. В отличие от области Брока, отвечающей за воспроизведение речи, она участвует в процессе усвоения и понимания письменной и устной речи.

Мне стало понятно, что при речевых проблемах ребёнка, его должен обязательно посмотреть невролог, чтобы направить на МРТ головного мозга. Без консультации этого специалиста работа логопеда не будет продуктивной, и время для этой работы будет потеряно. А ведь это очень важно, потому что ребёнок идёт в школу.

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов является наиболее частой причиной школьной дезадаптации. Резко снижается учебная мотивация, в связи с этим возникают отклонения в поведении. Мы сталкиваемся с этим часто, принимая нового ученика в школу. И видим, что у этих детей на первом месте по частоте стоят нарушения чтения и письма.

Анализ проблем нарушения чтения основывается на понимании их причин. Такими причинами в логопедии считаются нарушения, возникшие в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Ясно, что ни один ребёнок не может сразу научиться правильно читать и писать. Стадия первоначального обучения, на которой у учеников бывает больше всего ошибок, требует психолого-логопедической помощи. Если ребёнок не получает своевременную логопедическую помощь, все эти нарушения приобретают стойкий характер. Недоразвитие сенсомоторных функций, которые осуществляют процесс чтения в норме, например — зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, вызывают у ребёнка трудности в овладении зрительными образами букв, трудности в их узнавании и различении – так формируется оптическая дислексия. Это просто бич учащихся средней школы, когда ученики делают 10-12 ошибок в тексте, которые даже не видят. Все эти проблемы требуют длительного решения, а не занятия 2 раза в неделю с логопедом. Вот почему название моей маленькой статьи «Логопед — это не кружок, это серьёзно». Занятия с логопедом требуют правильного отношения не только от учителей, но и от родителей, потому что исправление и коррекция речевых нарушений у ребёнка — дело общее. В конце сентября я закончу обучение и получу диплом логопеда-нейропсихолога. И обязательно открою речевой центр с добрым названием «Говорушечка», чтобы помогать не только тем детям, которые ходят в мою школу, а всем, кому необходима наша помощь.

vevor vinyl cutter